+7 (495) 721-65-40
Главная » Новости » СМИ сообщили о параметрах завершения налогового маневра в нефтяной отрасли

СМИ сообщили о параметрах завершения налогового маневра в нефтяной отрасли

СМИ, ссылаясь на информированные источники, сообщили о параметрах завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, в частности информагентства объявили о том, отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс руб./тонну получат только нефтеперерабатывающие заводы, выпускающие бензин, добавив, что одновременно вводится плавающий акциз, в рамках которого бюджет будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой, заключая, что упомянутые меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит +1 % в год для бензина и дизельного топлива, однако другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

При этом СМИ также указывают на то обстоятельство, что Минфин РФ ранее разослал участникам процесса законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, учитывая тот факт, что упомянутый документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а в дальнейшем — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму.

К слову, налоговый маневр заключается в поэтапном снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть в течение 2019–2024 годов. В результате экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. За следующие шесть лет бюджет планирует получить от маневра дополнительно 1,6 трлн руб.

При этом в целях сдерживания роста внутренних цен на бензин крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. Критерием получения данного акциза будет производство товарного бензина пятого класса. Так, предприятиям, у которых на него приходится более 10 % первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс руб./тонну перерабатываемого сырья. Однако НПЗ, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз только для бензин, исходя из нормы выпуска в 10 %. В свою очередь предприятия, не производящие товарный бензин, вообще не получат акциз. Такой подход соответствует идее Минфина, который рассматривает отрицательный акциз как субсидию для НПЗ и полагает, что лучше целевым образом субсидировать производство нужного рынку бензина, чем всю отрасль целиком.

Кроме того, как сообщают информированные источники, отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. К примеру, если стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку превышает текущую биржевую цену бензина или дизтоплива, бюджет возвращает НПЗ половину разницы. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Как полагают эксперты, налоговый маневр с учетом этих инструментов должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб./тонну в год или на +0,8 %. Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на +50 % на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Других льгот для НПЗ, как отмечают информагентства (например, компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго РФ), не будет.

Отраслевые аналитики, комментируя данный информационный повод, приходят к выводу, согласно которому в текущем варианте маневра, если не брать во внимание частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, все еще остается стратегическая проблема, согласно которой нефтяные компании могут переложить рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо в сокращение своей маржи, добавляя, что во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, а по этой причине их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах. По мнению экспертов, в текущих условиях вполне можно рассчитывать на первый вариант, то есть рост внутренних цен.