+7 (903) 721-65-40
Главная » Новости » Перспективы поставок нефти в Беларусь по железной дороге

Перспективы поставок нефти в Беларусь по железной дороге

Перспективы поставок нефти в Беларусь по железной дороге.

Россия и Белоруссия ежегодно подписывают балансы поставок нефти и нефтепродуктов. Однако по состоянию на 23.01.2012 годовой российско-белорусский баланс не подписан. Проблема в разных подходах сторон к объемам поставок российской нефти трубопроводным транспортом в Беларусь.
Так, при подготовке соглашения на 2013 года Минск запросил 23 млн. тонн нефти по трубе. Россия заявила о возможности поставить «по трубе» только 18 млн. тонн, поскольку существует необходимость заполнения ресурсом трубопровода БТС-2. В этих условиях переговоры затянулись до конца года и продолжаются в январе
Таким образом, сложившаяся ситуация заставляет Беларусь в 2013 году возобновить поставки по железной дороге. С учетом планов белорусских НПЗ на 2013 год, по железной дороге возможны поставки нефти до 5 млн тонн нефти.
В настоящее время поставки осуществляются по согласованному сторонами квартальному балансу нефти.
В конце 2012 года ЗАО «Белорусская нефтяная компания» объявило о сборе предложений от поставщиков нефти, газового конденсата и газоконденсатных смесей, поставляемых железнодорожным транспортом. Сырье предназначено для ОАО «Мозырский НПЗ» (станция Барбаров Бел. ж.д.) и ОАО «Нафтан» (станция Новополоцк Бел.ж.д.)См. сайт ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (http://bnk.by/home/the-news?lang=ru).
Объемы поставок будут зависеть от качества предлагаемой нефти и экономической целесообразности импорта. Однако, российские поставщики не торопятся оформлять поставки колесной нефти в Беларусь. Ранее белорусская сторона рассчитывала премии от объемов поставляемого и переработанного сырья, и российским трейдерам такая схема не выгодна.
В 2013 году Беларусь по-прежнему имеет возможность импортировать венесуэльскую и азербайджанскую нефть и поставлять ее в республику трубопроводным транспортом — по системе магистральных нефтепроводов «Одесса-Броды».
С учетом того, что принято решение достраивать нефтепровод «Одесса-Броды» до Плоцка на польской территории для экспорта азербайджанской нефти в Европу, возможность таких поставок для Беларуси сохраняется. Стоимость такой нефти может составлять более около $800 за тонну.
При этом в последней декаде декабря экспортные цены на Urals при отгрузках трубопроводным транспортом в Республику Беларусь соответствовали 50,9-51,1 $/баррель (или 367,8-369,1$/тонну)
Но российская «колесная» нефть все равно будет оставаться наиболее привлекательным ресурсом по сравнению с азербайджанской или венесуэльской. Первый танкер с нефтью из Венесуэлы, которая была отгружена в Клайпеде и переправлена по железной дороге в Белоруссию, был поставлен в 2010 году.
На этом танкере было привезено 80 тыс. тонн нефти, которая отгружена в резервуары компании и в цистернах бала направлена в Новополоцк.
Литва выразила заинтересованность стать транзитной страной для обеспечения альтернативных путей поставок нефти в Белоруссию, однако портовые мощности Клайпеда Нафта не позволяют удовлетворить потребности Белоруссии в полной мере, поэтому в инфраструктуру и модернизацию должны быть вложены значительные инвестиции.