+7 (903) 721-65-40
Главная » Новости » Отраслевые аналитики оценили перспективы развития российской нефтеперерабатывающей отрасли в условиях налогового маневра

Отраслевые аналитики оценили перспективы развития российской нефтеперерабатывающей отрасли в условиях налогового маневра

Отраслевые аналитики и эксперты оценили перспективы развития российской нефтеперерабатывающей отрасли в условиях налогового маневра, который начал активно влиять на переработку нефти в стране, заключив, что первыми его воздействие начали ощущать независимые нефтеперерабатывающие заводы, включая Афипский, Антипинский, Орский и Хабаровский НПЗ.

По мнению экспертов, такое развитие событий может обернуться существенными проблемами не только для конкретных представителей отрасли, но и для российской экономики в целом, нефтегазовый сегмент которой в последние годы переживает значительные изменения, влияние которых, как показывает практика, не всегда соотносится с тем, что первоначально планировали власти.

Так, аналитики отмечают, что одной из причин трудностей, которые в настоящее время испытывает независимая нефтепереработка, является наличие избыточных мощностей, учитывая тот факт, что за 2018 год переработка нефти в России выросла на +2,5 %, почти до 287 млн тонн, тогда как внутри страны потребляется  только около 150 млн тонн, а для экспорта нефтепродуктов надо иметь выход на мировой рынок и выгодное приграничное расположение. К тому же в сегменте продуктов с высокой добавленной стоимостью конкурировать придется с мировыми игроками, такими как Shell, ExxonMobil, Total, имеющими прекрасную технологическую оснащенность и налаженные рынки сбыта.

При этом те же эксперты указывают на тот факт, что розничные продажи не приносят серьезной маржи, а многие участники отрасли уже открыто признают тот факт, что рентабельность АЗС с учетом расходов на содержание бизнеса и вовсе стремится к нулевой отметке.

В подобных условиях расчет на всплеск инвестиций для независимых переработчиков  себя не оправдывает, поскольку, учитывая новое налоговое законодательство, вложение средств в отрасль с прицелом на рост внутреннего рынка не является перспективным.

В данной связи аналитики приводят в пример Антипинский НПЗ, который первоначально создавался для того, чтобы приблизить переработку нефти к внутреннему потребителю нефтепродуктов, указывая на то, что в налоговых условиях, которые первоначально закладывались, предприятие было очень привлекательным с экономической точки зрения, однако в настоящее время ухудшилась финансовая ситуация для всех НПЗ, преимущественно ориентированных на внутренний рынок, которым теперь гораздо тяжелее, чем тем, что работают на экспорт.

В данном контексте эксперты указывают также и на то, что в случае, если подтвердится тот факт, что проблемы Антипинского НПЗ, являющегося крупным и важным промышленным предприятием в масштабах не только региона, но и страны в целом, вызваны налоговым маневром, это может привести к изменениям параметров всего налогового маневра в российской нефтяной отрасли, а значит российская нефтяная индустрия может в очередной раз подвергнуться масштабной трансформации, которая вновь вынудит игроков менять свой подход, что еще сильнее осложнит прогнозирование и оценку развития данного сектора российской экономики.

При этом отраслевые консультанты, комментируя возможное дальнейшее развитие событий вокруг российской независимой нефтепереработки, упоминают о том, что вертикально-интегрированным нефтяным компаниям не будет интересно поглощение независимых нефтеперерабатывающих предприятий, поскольку доходность переработки очень сильно упала, а в таких условиях для ВИНК не имеет смысла интегрировать новые мощности.

Наконец, эксперты напоминают о том, что только по Афипскому, Антипинскому, Орскому и Хабаровскому нефтеперерабатывающим заводам существует риск потери более 8 тыс квалифицированных рабочих мест и 50,6 млрд руб. в год таможенных и налоговых платежей, а также снижения обеспечения регионов собственным топливом, что повлечет разрастание проблемы уже не на локальном уровнем, а на государственном, учитывая также и эффект, который будет ощутим в других отраслях, к примеру, в логистике нефтяного рынка, поскольку, к примеру, в случае остановки НПЗ и прекращения финансирования инвестиционных проектов можно будет ожидать последующего снижения товарооборота и загрузки «РЖД», чьи тарифы во многом основаны на перекрестном субсидировании за счет перевозки нефтепродуктов.