+7 (903) 721-65-40
Главная » Новости » Определились претенденты на использование «азербайджанской квоты» нефтепровода «Баку-Новороссийск»

Определились претенденты на использование «азербайджанской квоты» нефтепровода «Баку-Новороссийск»

В этом году Россия прекратила действие соглашения о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ по трубопроводу «Баку — Новороссийск».
Указанное межправительственное соглашение о транзите азербайджанской нефти через территорию России было подписано 18 января 1996 года. Оно предусматривало транспортировку не менее 5 млн тонн в год азербайджанской нефти через территорию России по магистральному нефтепроводу от пункта приема на российско-азербайджанской границе Ширвановка до борта танкера в порту Новороссийск. Тариф за транзит азербайджанской нефти составлял 15,67 долларов за 1 тонну. При этом фактический объем за 2012 год не превысил двух миллионов тонн нефти.

В качестве ключевых претендентов на использование «азербайджанской квоты» могут рассматриваться туркменские экспортеры, принимая во внимание амбициозные планы Ашгабада по наращиванию добычи нефти с 10,9 млн тонн до 20-25 млн тонн уже к 2015 году. При таком сценарии доступные Туркменистану экспортные маршруты будут ограничены, а поставки через нефтепровод Баку-Новороссийск (из порта Махачкала) в объеме 2-2,5 млн тонн ежегодно могут временно ослабить дефицит региональных транзитных мощностей, с учетом параллельного использования азербайджанского Баку-Джейхан.

В использовании нефтепровода так или иначе заинтересован и российский «Лукойл», принимая во внимание перспективы развития его каспийских блоков. На 2013 год ожидаются поставки около 1,1 млн тонн с месторождения Корчагина. Однако в ближайшие годы планируется не только расширение добычи с нынешних 1,5 млн тонн до 2,5 млн на уже упомянутом месторождении, но и выведение добычи на блоке Филановского до 6 млн тонн (его ввод в эксплуатацию запланирован на начало 2016 года).

Нефтепровод представляет среднесрочный интерес также для отдельных казахстанских экспортеров нефтяного сырья, особенно учитывая задержки в рамках проекта расширения КТК.

При этом переговоры ГНКАР и «Транснефти» продолжаются, уточняются тарифы. Однако, приток нефти из Туркменистана, Казахстна и с месторождений «Лукойла» серьезно ухудшит условия поставок азербайджанской легкой нефти за счет смешения потоков.