+7 (903) 721-65-40
Главная » Новости » Эксперты прокомментировали реализацию арктических проектов в России

Эксперты прокомментировали реализацию арктических проектов в России

Отраслевые эксперты и аналитики прокомментировали реализацию арктических проектов в России, которые должны стать грузовой базой для Северного морского пути, отметив, что к настоящему времени Минприроды РФ направило в правительство 118 проектов в Арктике на 10,5 трлн руб.

Как указывают аналитики, многие из представленных природным ведомством проектов являются частными и требуют государственной поддержки, добавляя также, что подготовленный Минприроды РФ список стал результатом систематизации предложений арктических субъектов от Карелии до Чукотки, подчеркивая при этом, что упомянутый список не является окончательным, поскольку в нем могут появиться новые проекты, а часть будет вычеркнута, если не сможет подтвердить свою жизнеспособность.

Напомним в данной связи, что Северный морской путь будет кратчайшим водным маршрутом между европейской частью России и Дальним Востоком, начинаясь в Карских Воротах и заканчивается Беринговым проливом, учитывая и тот факт, что Северный морской путь будет короче по протяженности, чем путь через Суэцкий канал, на -40 %, связывая при этом порты Арктики и крупные реки Сибири.

В своем указе российский президент Владимир Путин поручил к 2024 году увеличить ежегодный грузопоток до 80 млн тонн, в связи с чем, согласно расчетам Минприроды РФ, к этому времени может быть достигнут даже более высокий показатель на уровне 82 млн тонн, из которых 5 млн тонн обеспечат перевозки леса и грузов обеспечения, а оставшиеся 77 млн тонн подтверждены запасами месторождений и согласованными проектами строительства инфраструктуры.

Но основе прогнозных данных Минвостокразвития РФ, отвечающее за развитие Северного морского пути и Арктики, должно просчитать целесообразность реализации этих 118 проектов и вопрос предоставления им господдержки, включая налоговые льготы и софинансирование строительства инфраструктуры.

Заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев по упомянутому поводу заявил, что власти предложили два проекта предоставления преференций компаниям: нулевые ставки по налогам на прибыль, имущество, землю, НДПИ на 10–15 лет в зависимости от уровня инвестиций; сниженные налоговые ставки на весь срок действия проектов.

В то же время, как отмечают эксперты, большинство проектов по разведке и добыче полезных ископаемых от нефти и газа до редкоземельных металлов, включенных в список Минприроды РФ, запрашивают у государства софинансирования строительства инфраструктуры, хотя некоторым необходимо выделение земли, особые условия получения виз для иностранных специалистов, получение разрешений от Минобороны или корректировка законодательства.

В списке упомянутых проектов значится и строительство СПГ-завода «Печора СПГ», который изначально планировалось реализовать совместно с «Роснефтью», однако госкомпания вышла из проекта в сентябре 2018 года. В то же время инвесторы «Печора СПГ» по-прежнему планируют его запустить и просят у государства налоговые условия по аналогии с проектом «Ямал СПГ» АО «НОВАТЭК», подразумевающие нулевую ставку НДПИ на 12 лет, льготы по налогу на имущество и нулевую экспортную пошлину, а также разрешение на экспорт СПГ.

В целом, говоря о перспективах развития упомянутого региона, Ю. Трутнев признал, что существенные препятствия для развития Арктики создают суровые климатические условия и отсутствие инфраструктуры, подчеркнув, что государство со своей стороны самостоятельно не будет финансировать инфраструктуру на 100 %, поскольку подобные затраты будут слишком высоки, тогда как бизнес не готов вкладываться в создание региональной инфраструктуры в связи с ее высокой капиталоемкостью, хотя и выражает готовность платить государству за ее использование.

В то же время Ю. Трутнев отметил, что выходом из ситуации могут стать инфраструктурные решения, обеспечивающие развитие нескольких проектов, которые ускоряют возмещение затрат федерального бюджета.