+7 (903) 721-65-40
Главная » Новости » Эксперты оценили шансы «Транснефти» отстоять штрафы из-за загрязненной нефти

Эксперты оценили шансы «Транснефти» отстоять штрафы из-за загрязненной нефти

Отраслевые аналитики и эксперты оценили шансы ПАО «Транснефть» отстоять штрафы из-за загрязненной нефти, заключив, что нефтетранспортная монополия, являющаяся доходным государственным предприятием, может сформировать в ближайшее время отрицательные денежные потоки.

Так, эксперты отмечают, что катастрофа с перевыставленными в адрес нефтетранспортной монополии счетами за остановку перекачки углеводородов, вывод из строя дорогостоящего оборудования нефтеперерабатывающих предприятий, коррозию труб, ремонт и замену установок, возврат некондиционных партий нефти, затраты на вывоз нефти по железной дороге, может привести в краткосрочной перспективе к дефициту бюджета «Транснефти».

В то же время следует отметить, что как таковые условия типовых договоров естественной монополии, обкатываемые десятилетиями, призваны защитить компанию от несанкционированного ухудшения качества нефти. Так бы и произошло, если бы был организован должный контроль качества нефти при приеме в систему «Транснефть».

Согласно условиям типового договора об оказании услуг по транспортировке нефти между «Транснефтью» и российскими грузоотправителями в обязанности естественной монополии входит диспетчеризация потоков нефти (централизация оперативного контроля и координацию управления технологическими процессами приема нефти от производителей, перекачки нефти по магистральным нефтепроводам, слива, налива, перевалки и сдачи нефти в пунктах назначения, формирование оптимальных грузопотоков по количеству и качеству нефти, меры по ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на объектах магистральных нефтепроводов).

Кроме того, в обязанность «Транснефти» входит обеспечение сдачи нефти в пункте назначения с показателями качества, соответствующими нормативным требованиям.

Согласно типовому договору, «Транснефть» имеет право отказать грузоотправителю в приеме нефти в случае несоответствия качества нефти нормативным требованиям. То есть некондиционная нефть не должна приниматься в систему магистрального транспорта.

Кроме того, существуют дополнительные механизмы контроля — проверки подводящих нефтепроводов и ПСП, состояния систем измерений количества и показателей качества нефти, резервных схем учета, испытательных лабораторий и ведения операций приема-сдачи нефти в пунктах отправления и пунктах назначения, принадлежащих грузоотправителю.

В типовом договоре «Транснефти» есть также пункт, определяющий порядок компенсации убытков, предполагающий, что в случае сдачи нефти в пункте отправления с показателями, не соответствующими требованиям, грузоотправитель компенсирует «Транснефти» документально подтвержденные расходы, которые «Транснефть» будет вынуждена в связи с этим понести, а также реальный ущерб, подтвержденный документально, если таковой причинен.

Именно здесь возникает самая сложная дилемма: поскольку выявленная по результатам расследования виновная организация — практически банкрот, то возмещение убытков может лечь тяжёлым грузом на саму «Транснефть», а в этой связи приходится лишь надеяться на правильные условия страхования и возможности страховой компании возместить настолько масштабные убытки.

В то же время, своевременная комиссионная проверка всех пунктов приёма-сдачи, от которых идет физическая перекачка в направлении трубопровода «Дружба», выемка арбитражных проб на момент выявления инцидента с поставкой некачественной нефти 19 апреля, могла бы сформировать объективную оценку ситуации в отрасли.

Заметим, что стороны не достигают соглашения в результате переговоров, в том числе о пересмотре дополнительных затрат, непосредственно понесенных покупателем на хранение, транспортировку и переработку нефти, то они могут назначить взаимоприемлемого эксперта для урегулирования спора.

Решение эксперта может быть окончательным и обязательным для сторон, за исключением случаев обмана или очевидной ошибки.

Впрочем, некоторые контракты предусматривают условия, согласно которым в случаях, если стороны не договорятся о назначении приемлемого эксперта, то этот вопрос передается на решение действующему на тот момент Председателю Института Энергии (бывший Институт нефти) Великобритании (или назначенному им эксперту), и его решение является окончательным и обязательным для сторон, за исключением случаев обмана или очевидной ошибки.